«Воспитание и развитие личности в дополнительном образовании» Юрасова Антонина Юрьевна педагог дополнительного образования по спортивным танцам ГОУ СОШ № 138
Спортивная деятельность, основными структурными единицами которой являются спортивная тренировка, спортивное соревнование и строгое соблюдение жизненного режима, - сложный многогранный процесс обучения и воспитания человека. Гибкая модель организации воспитательного процесса ориентирована на личность, мотивирована, носит вариативный и коррекционный характер. Образовательно-воспитательный диалог воспитанника и педагога является ведущим средством воспитания, общения и обучения. Воспитательная деятельность педагога определяется личностью педагога, его мировоззрением, квалификацией, опытом трансляции знаний «от педагога к ученику». Педагог является самым значимым звеном в структуре танцевально-спортивной деятельности. Методической основой инновационной модели образовательно-воспитательного процесса – стало создание авторского образовательно-методического комплекса (ОМК) в электронном виде, реализуемой ОП «В мире спортивного танца», ставшей победителем VII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ. Новые технологии становятся стимулом в воспитании поведенческих категорий, формировании целей, установок и умственных способностей, а также спортивной дисциплины, нацеленной для выполнения индивидуального учебно-тренировочного плана. Применяя информационные компьютерные технологии, педагог изменяет себя через новшества и инновации, мотивирует детей и родителей, вносит вклад в формирование культурного пространства. Через инновационные методы и формы тренировочной деятельности у воспитанника повышается самооценка – осознание своих чувств, эмоций. Эмоциональная устойчивость и овладение эмоциональными состояниями приводят организм в состояние порядка и дисциплины. Я формирую у воспитанников умения самостоятельного освоения нужного ему метода. Цель этих методов - формирование и развитие нравственных качеств, значимых мотивов для занятий спортивными танцами. Тренировка занимает центральное место, где решаются задачи гармоничного, физического и духовного совершенствования, развитие спортивных способностей. Нравственные качества являются определенными формами поведения у воспитанников, стимулируют активность, организуют психическую деятельность. Подбор методов нравственной подготовки требует тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников. Основные качества, которые воспитываются, вырабатываются у спортсмена на протяжении его спортивной жизни, имеют характеризующие их признаки, по которым можно проконтролировать и проследить правильную и нужную составляющую в его подготовке и воспитании. Воспитание воли - это обширная и сложная тема, которая волнует всех тренеров-преподавателей. «Воля, - писал Иван Михайлович Сеченов - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением …» Умение управлять собой – не природный дар, ему тоже надо обучать, воспитывать, вооружать «техникой» саморегуляции, т.к. участие в соревнованиях требует умения управлять собой в экстремальных условиях деятельности. «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя», - писал выдающейся педагог Василий Сухомлинский. Качественно педагогически продуманная подготовка спортсмена при проявлении у него волевых качеств – от умения управлять собой, выдерживать и выносить большие нагрузки ведут воспитанника к высоким спортивным результатам. Слагаемые победы: = «Воля + мужество + мастерство + дисциплина + дружба». На первом месте воля, так как соревновательная борьба, борьба за достижения победы требует от спортсмена, прежде всего преодоления себя за счет волевой саморегуляции. Воля развивается и проявляется в действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Цель – это как закон - определяет способ и характер действий человека. Встреча с препятствиями дает молниеносное решение задач, это интеллектуальный процесс. Все зависит от того, сколько накоплено знаний у воспитанника. Здесь требуется от него овладение техникой самоуправления. Волевая регуляция есть высший уровень сознательного управления самим собой. Таким образом, интеллектуальная активность, высокие нравственные чувства и умения преодолевать препятствия – три обязательных компонента в структуре воли воспитанника, проявления ее в волевых действиях. Чтобы учебно-воспитательный процесс заработал, я применяю алгоритм развивающего обучения – «познал – осмыслил – запомнил – умеет применить». Это дает воспитаннику, спортсмену «толчок», который порождает намерение приложить все усилия воли для реализации поставленной цели – как модели будущего желаемого результата. Учитель танца – это я И есть за это мне награда И в танце мы одна семья Награды больше мне не надо. «Нет, не понять нас, сумасшедших, На танцевальный ринг сошедших, И бьющихся за пьедестал, Но каждый все же кем – то стал.
|
|
|