Методические рекомендации

и средства воспитания  по спортивным бальным

      танцам, как самостоятельному виду спорта

 

Юрасова А.Ю.,

x-line-2002@mail.ruпедагог ДО,

ГОУ СОШ № 138, Санкт-Петербург

 

Статья раскрывает основные практические аспекты интеграции инновационных и традиционных средств воспитания личности.  Предложены методы обучения, применяемые в образовательно-воспитательной деятельности преподавателя дополнительного образования по спортивным бальным танцам, способствующие их сочетанию и дополнению друг друга, дающие положительную динамику в образовательно-воспитательном процессе.

 

В этой статье мне хотелось бы поделиться  тем опытом, который набирался и систематизировался в течение долгой спортивной танцевальной жизни и преподавательской деятельности.

Танцевальный спорт еще молодой. Ни в каких учебниках, литературе не найти методики преподавания по спортивным бальным танцам. Все знания преподаватель передает из уст в уста, показывая, объясняя. Происходит форма научения и воспитания – через имитацию, подражание, идентификацию (от педагога – как модели).

Средства обученияэто объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание -  как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Основным средством физической культуры, развивающим и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями.

Педагогическая технология – это слагаемые педагогического искусства, это знания, умения, современная методика общения, соединенная с профессиональной увлеченностью, убежденностью и педагогической импровизацией. Под технологией подразумевается совокупность и последовательность методов, которая дает получить результат с заданными свойствами. Это описание процесса достижений планируемых результатов обучения. Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология - это новый тип средств обучения. Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебно-тренировочного процесса с обеспечением комфортных условий для воспитанников и педагогов.

 

        В соавторстве с Юрасовым Алексеем Александровичем мы создали «Образовательно-методический комплекс» в электронном виде. ОМК - авторское конструирование учебного материала. ОМК дает возможность оперативного обращения ко всем разделам комплекса из любой части текста, использование сетевых ресурсов, всех программ и приложений.

На каждом занятии у нас TCO и ИТ. выступают как средства интерактивного обучения. Они являются эффективным способом активизации учебного процесса и деятельности воспитанников.

Уровень знаний, умений и навыков воспитанников по спортивным бальным танцам, педагогическое мастерство педагога проявляется в основном во время занятий.

        Занятие  – это основное средство в воспитании детей. На занятии, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические знания и умения, способность организовать самостоятельную работу всех воспитанников. Выбор средств воспитательного процесса зависит от планирования и организации образовательного процесса. Занятие является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания педагога.

        Инновации в технологии воспитания и обучения, демонстрируют  академические знания педагога; перцептивные способности развивают психологическую наблюдательность, которая определяет  психологическое состояние (адекватное поведение) воспитанников. 

Речевые способности педагога -  ясно и четко выражаются мысли и чувства, проявляющие силу, убежденность и заинтересованность в изъясняемом материале.

Способность организовать воспитательный процесс в нашем понимании – это самая главная составляющая в обучении и воспитании личности.

Например -  правильная комплектация пар организует деятельность педагога и воспитанника и т.д.

Эмоционально – волевое влияние педагогом создает  авторитет; а коммуникативные способности создают тесный контакт  и взаимопонимание с воспитанниками, коллегами, родителями.

Применяя педагогическое воображение -  педагог реализует возможность предвидеть, прогнозировать, предугадывать развитие качеств у воспитанников.

Педагогический мониторинг помогает в изучении личностного развития воспитанников.

Реальная ценность занятия — его результат; степень усвоения материала детьми. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если воспитанники не усвоили тему, занятие эффективным назвать нельзя. Воспитанники на занятии должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания закрепляются, но приобретаются в основном на занятиях от педагога. В ходе любого занятия независимо от темы и подготовленности спортсменов решаются: образовательные задачи - формирование и совершенствование двигательных навыков – изучение элементов, сведений и композиций, приобретение знаний в технике, методике обучения; воспитательные задачи - формирование нравственных качеств, навыков поведения в коллективе,  воспитание двигательных навыков. Выработка волевых качеств: сила, гибкость, выносливость, ловкость. Быстрота, целеустремленность, упорство, самостоятельность, инициатива, смелость, решительность и других.

       Положительно влияют на продуктивность занятия такие факторы, как:

уровень физической, тактической, интеллектуальной подготовки воспитанников;

четко поставленная цель.

Пристальное внимание обращаем на мотивацию детей к обучению, так потребность в движении порождает мотив эмоциональной привлекательности к занятиям.

Мотив, «как толчок», порождает намерение, для реализации которого, ставится цель - модель будущего желаемого результата; разрабатывается рациональный подбор средств, методов, приемов, технологий с оптимизацией затрат сил и времени;

применяем механизм исправления ошибок аналитическим – вербальным методом.

Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.

Средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

        Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и воспитанники для усвоения новых знаний. В процессе объяснения  нового материала педагог выражает эти средства наглядно  (графически, символически, своим показом или экранным средством и т.п.), либо вербально (словесно). Состав идеальных средств обучения:

речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие. Усвоенная информация, ставшая знанием, является также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее воспитанник «черпает» способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания. Обучение представляет собой коммуникацию, в ходе которой происходит обмен информацией между педагогом и воспитанниками, протекающей в виде процесса общения, беседы, дискуссии, сообщения, доклада, лекций и т.д.

   Речь как средство обучения отражает уровень умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия, воздействует и управляет, обеспечивает познание и общение, выражает отношение и позицию личности к информации и слушателям. Речь педагога не только средство изложения информации, но и средство управления вниманием, средство образования представлений и понятий.

        Материальные средства обучения – это физические объекты. Средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность через экранное средство содействует выработке у воспитанников эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка. На занятиях применять не более 2-3 наглядных пособий, демонстраций – которые сформируют у воспитанника понять, сделать и закрепить поставленную задачу. От поставленной задачи зависит выбор педагога  наглядности и рассказа (теории), т.е. выбор формы сочетания слова и наглядных средств обучения. Количество средств обучения, применяемых на  одном занятии, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями занятия.

Большое внимание в настоящее время уделяется совершенствованию интерактивных наглядных пособий.

Средства обучения играют существенную роль в развитии воображения учащихся, мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом использовании.

         Основные средства занятий - развивающие упражнения.  Физические упражнения – основное средство для достижения поставленных целей педагогом для танцора.  Все виды упражнений, развивают  все виды мышления.

Упражнение представляет собой многократное повторение способов действий движений с целью формирования привычки правильного поведения, контроля и анализом  над выполнением действий, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации.

Элементы хореографии: равновесия, махи, повороты, волны. Разновидности ходьбы, музыка, игры.  Средства общей физической подготовки применяются как индивидуально, так и в групповой круговой тренировке:           

Основные средства специальной физической подготовки - являются упражнения, близкие к технике танца, базовым структурам движений.  Упражнения  по СФП направлены на развитие специфических физических качеств, применяемых к характеру упражнений фигур (характеру танца, музыке, ритму, балансу, ориентировке в пространстве, статической и динамической выносливости).  Специально- двигательная подготовка - направлена на развитие координационных способностей, скорости, реакции, умение владеть паркетом.

        Игры - эффективное средство всесторонней физической подготовки.

Применение игрового метода способствует быстрому приобретению навыков и умений. Игровые методики актуальны во всех частях занятий. Игровые средства, включенные в подготовительную часть занятий, служат для разогревания организма и хорошо втяги­вают воспитанников в учебный процесс. Игры, используемые в конце занятия, снимают мышечное и нервное напряжение, что помогает закончить заня­тие с эмоциональным подъемом, с чувством удовлетворения. Через игровые формы, преодолеваются сложности взаимодействия в танцевальной паре. Игра с применением движений развивает чувство ритма, это самовыражение и проба сил.

Для улучшения воспитательного процесса производится подбор материала в соответствии с  целями и задачами занятия, возрастом, спецификой группы. 

Используются  методы и технологии отбора, включение учебного материала в тематическое,  перспективное и текущее планирование, корректируются учебные планы занятий в зависимости от обстоятельств.

Через цели и задачи – формируем, обучаем, развиваем.

Разминку на занятиях мы проводим энергично, интенсивно.

Положительный настрой дает возможность выдерживать психологические нагрузки. Чередование и рациональный подбор упражнений регулируют нагрузку напряжений и расслаблений (средства - релаксационные движения, аэробика на ковриках, экзерсис на середине зала и т.п.).

В основной части применяем игровые методики (средства): «музыкальное колесо» в стандарте, в латиноамериканских танцах в ритме музыки хлопки притопы в разных темпах и скорости.

Отрабатывая единичные технические действия (ЕТД) в каждой фигуре танца, многократным повторением развиваем способность, регулировать свои действия сознательной целью.

С компьютера через мультимедийный проектор применяем большой экран, показывая графики, схемы, видео, презентации и т.д. Схематизированные представления развивают мышление.

При использовании видеокамеры на занятиях,  быстро корректируются и исправляются сделанные ошибки во время танца. Это средство и  возможность поиска решения задач и конкретных целей, способ влияния на воспитанников.

Видеоанализ – раскрывает механизм самоконтроля и развития воображения. Это средство информационных технологий.

Визуализация учебного материала  активизируют образную, двигательную, эмоциональную память (мнемотехника).

Совместная деятельность в индивидуальном общении идет адаптация воспитанника к ситуативному общению «воспитанник – педагог», и  открывает у воспитанника уверенность в суждениях, отстаивания своих взглядов, возможность в совете у педагога.

Внешний контроль педагога формирует самоконтроль у воспитанника.

У воспитанника повышается самооценка – осознание своих чувств, эмоций. Закрепляется эмоциональная устойчивость, овладение эмоциональным состоянием.

 Используя свои умения, способности педагог становится эталоном для ребенка, он старается подражать и быть таким как его педагог. Поэтому так важно, чтобы педагог постоянно совершенствовал свои методы, средства для воспитания своих детей.

Умел контролировать уровень готовности воспитанника  к занятиям;

контролировать дисциплину в течение всего занятия; контролировать эмоциональное состояние воспитанников; воспринимать реакции воспитанников на вопросы, замечания, распоряжения, приказы, просьбы и адекватно реагировать.

При этом у детей развивается творческое мышление: анализ и обобщение; обоснование и оценивание; развивается умение  самостоятельного  принятия решения.

Проявляются все виды памяти: зрительная память при показе. Слуховая память и словесно-логическая при объяснении. Двигательная память, тактильная, вестибулярная - при выполнении упражнений. Эмоциональная память – при проявлении чувства. 

          Все виды памяти составляют интегрированное образование. Большую роль играет память на движения. Они запоминаются и зрительно, и двигательно, и тактильно, вестибулярно и т.д.

Эмоциональная память  – фиксация интегрированного образа, становящегося эталоном выполнения движений.

     Педагогическое  воздействие  активизирует визуальное мышление в процессе познания, обучения и воспитания для всех – аудиалов, визуалов, кинестетиков.

 В процессе наших занятий  реализуются: дидактические принципы: сознательность, активность, наглядность. Доступность, систематичность, последовательность  (от простого к сложному, сложное делая простым). Реализуется умение педагога передать учебный материал доступными и понятными методами, вызывая интерес к занятию, к поставленной цели и конечному результату, возбуждая активность и самостоятельность  воспитанников в учебно-тренировочном процессе.

В системе «педагог – среда – воспитанник» включаются все ИТ, происходит реализация воспитательных технологий.

           Состязательная деятельность для воспитанников – средство приобретения знаний. Все дети, которые начинают заниматься спортивными бальными танцами, обязательно ориентируются педагогом на участие в турнирах и всех видах соревнований. Через личный состязательный опыт – закрепляются знания, умения, которые при получении соревновательного опыта переходят в навык, и далее совершенствуются до профессионального исполнения, при этом осваиваются эмоциональные состояния.

Результаты образовательно–воспитательного процесса зависят во многом от того, насколько педагог обеспечен разнообразными средствами обучения, а также от его мастерства, использующего эти средства.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний воспитанников многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением новых знаний; идеальные средства - с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.

В системе образовательно-воспитательного процесса мы, как педагоги дополнительного образования  применяем принципы использования средств обучения: учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения. Традиционные  и современные средства  для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях. Учитывая дидактические цели и принципы дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.) происходит сотворчество педагога и обучающегося. На занятиях ставится приоритет правил безопасности в использовании средств воспитания личности. Все выше перечисленное способствует выйти на новый инновационный стиль воспитания.

Психология инноваций – это новая область знаний, новые технологии в преподавании, с аудиовизуальными технологиями. Именно визуальным технологиям надо уделить внимание в структуре педагогических технологий (телекоммуникационные технологии) и компьютерным технологиям.

Через видеоинформацию – перестраиваем процесс осмысления, изменяем структуру объяснения, создаём обратную связь:

аудиовизуальный материал актуально осмысливается, включаются психологические восприятия и эмоциональность; ассоциациями и образами формируем наглядные образы восприятия; приемами и методами педагогического воздействия активизируем визуальное мышление в процессе познания и обучения для всех – аудиалов, визуалов, кинестетиков. Компьютеризация – самое легкое и простое в информатизации. Главное – восприятие. Которое формирует опыт, знания и переживания, его личность. Применяя информационно-компьютерные технологии,  мы изменяем себя через новшества, заинтересовываем детей и родителей, вносим вклад в развитие культурного образовательно-воспитательного пространства.

Эффективное воздействие в образовательно-воспитательном процессе, оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что  с английского означает «многосpедность») опpеделяется  инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить в решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности для нашего воспpиятия средствами, представления звуковой и видеоинформации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

Используем  Интернет для:

•·        обмена опытом с коллегами;

•·        обращения к информационным ресурсам;

•·        поддержки  официального сайта студии:  www.x-line-spb.narod.ru

Бесплатный хостинг uCoz