Новые технологии современной дидактики

             Автор старается привнести творческий, исследовательский характер – как органичную составную часть современных педагогических технологий, создавая  динамизм и вариативность в обучении. Широко используются в учебно-воспитательном процессе новые технологии современной дидактики:

  • здоровьесберегающую;
  • коммуникативно-познавательную;
  • проектную;
  • информационную;
  • модульную;
  • интегрированную;
  • технологию развивающего обучения;

Технология модульного обучения.

       Трансформация целепологания, диагностичность (пролонгированная), перспективность педагогического анализа, демократизация управления, эффективность контроля, регулирование и коррекция концепции функционирования или развития школьной организации тесно связаны с современными педагогическими технологиями, одной из которых является технология модульного обучения.

      Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения частей учебного материала в виде блоков – модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов, т.е. частей определенной учебной темы, которые внутри блока-модуля взаимозаменяемы и мобильны (подвижны). Освоение темы учебного материала происходит в процессе завершения цикла учебной деятельности.

     Модульное обучение предполагает формирование у воспитанников, особенно выпускников, навыков самообразования и развития ОУУН (общеучебных умений и навыков), развитие личности. А педагог из информатора становится консультантом и управляет процессом познания, учения.

       Модульная система обучения строится посредством развития разноуровневого обучения и объединения, т.е. блокирования предметов в группы и циклы. Особенно эффективна технология модульного обучения в группах профильного или углубленного уровня обучения.

    Динамичность этой технологии, и ее гибкость заключается в вариативности и индивидуализации темпа усвоения и диагностичности знаний, умений, навыков воспитанников, выбора ими и педагогом оптимального и эффективного пути обучения. При оптимальном внедрении модульной технологии в практику работы педагога, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • ориентация на развитие учебно-воспитательного процесса;
  • реализация в единстве различных  перспектив;
  • одновременное внедрение в практику работы педагога достижений науки и передового педагогического опыта, сочетание введения инноваций;
  • активизация самообразования педагогов;
  • вариативность к внедрению новых педагогических идей.

Педагог, направляя познавательную деятельность на получения знаний, помогает воспитаннику их получать – т.е. он проектирует, «бросает его вперед». Метод проекта – педагогическая технология, цель которой -  ориентация воспитанника на умение применять свои знания на практике, и  на устремление приобретения новых для активного участия в проектировочной деятельности. Сложность заключается в организации, подготовке педагога, чтобы выделить воспитаннику несколько тем для проектирования. Организация проектирования заключается в четкой и конкретной постановки цели, в необходимости методических материалов, индивидуальных консультаций, что поможет успешно реализовать воспитанниками проект. Проект – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности, формирование отдельных личностных качеств у детей. При закладывании в проект новой информации, дети сталкиваются с трудностями:

  • Постановкой целей и задач;
  • Поиск пути решения, оптимальный выбор информации;
  • Осуществление и аргументация выбора;
  • Осознание последствий выбора;
  • Самостоятельность действий;
  • Сравнение результатов;
  • Объективная оценка и результата проектирования.

       Здоровьесберегающие технологии.

    В НИИ гигиены разработаны теоретические основы гигиены воспитания и обучения, практические рекомендации по охране здоровья детей, физиолого-гигиенические и экономические требования к оборудованию занятий средствами дидактики, техническими средствами обучения.

  • Для укрепления здоровья следует соблюдать следующие условия:
  • Обеспечить благоприятные для здоровья условия в процессе обучения;
  • Поощрять здоровый образ жизни в семье и школе;
  • Принимать профилактические меры для сохранения воспитанников;

Одна из важнейших задач – здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни подрастающего поколения.

Технологии Современной дидактики. Рос. Академ. Образ. Москва. 2008 Л.П. Ильенко

А.Ю. Юрасова

 

Бесплатный хостинг uCoz