Педагогическая технология

В поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания появляются новые подходы и взгляды к организации процесса обучения и воспитания. Владение педагогической технологией обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия – перевод ребенка на позицию субъекта. Специфика педагогической технологии осуществляется через учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. Развитию всего комплекса свойств личности. Стабильность в обучении и достижение каждым учеником высоких результатов – остается на первом месте у педагога. Развитие современных образовательных технологий способствует самореализации личности. Педагогическая технология – это педагогическая система, реализуемая на практике. Умение оперировать педагогом  учебной информационной средой банка педагогической информации. Сбор педагогической информации, хранение этой информации, кодирование и быстрый поиск. Создание компьютеризированной учебно-методической базы. Развитие навыков работы с компьютерной техникой, умение находить, перерабатывать и использовать информацию. Эффективность работы педагога повышается за счет использования средств информационно-коммуникативных технологий, решать проблемы поиска и качественной обработки информации с помощью передовых информационных технологий. Прослеживаются две стороны педагогической технологии:

  • применение системного знания для решения практических задач
  • и использование в обучении и воспитательном процессе технических устройств.

Важная особенность – связь педагогической технологии с психологией. Каждое технологическое звено, цепочка, система достигает высокой эффективности, если имеет психологические обоснования и практические выходы. Одни технологические средства, связанные с наглядностью, основываются на особенностях образного мышления и обеспечивают, наиболее яркое восприятие учебного материала. В основании других положены психологические законы запоминания по сходству, по ассоциации, по силе эмоционального возбуждения. Третьи базируются на способности нервной системы к бессознательному освоению информации или навыка в процессе игровой деятельности, или даже сна.

Три принципа педагогической технологии  – это характеристики педагогического воздействия: направленность на личность ребенка, на содержание свободного выбора ребенка как субъекта и направленность на отношение как результат воспитания и основной объект воспитательного процесса.

Преимущества технологии.

  • Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. Цель – как центральный компонент, что позволяет определить степень ее достижения более точно.
  • Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена более точно, позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
  • В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации экспромта в поиске приемлемого варианта.
  • В-четвертых, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности воспитанников, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Педагогическая технология – это слагаемые педагогического искусства – это знания, умения, техника при грамотно использованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией. Педагогическая технология не освобождает педагога от необходимости мыслить. Без педагогически развитого мышления педагогическая технология сводит воспитание до уровня ремесленничества, лишает воздействие творческого характера, а значит, не выполняет своего назначения.

Первая классификация педагогических технологий отражает их содержание.

Доступные и творчески ориентированными технологиями являются групповые методы обучения: дискуссионные, игровые, формы тренинга.

Традиционные педагогические формы: лекция, семинар, практическое занятие, где делается анализ возникающих проблем. Они могут быть изучены с точки зрения психолого-педагогического мастерства и социально-психологической культуры личности педагога. Психология инноваций – новая область знаний, новые технологии в преподавании. Вторая классификация связана с аудиовизуальными технологиями – ТСО. Именно визуальным технологиям надо уделить внимание в структуре педагогических (телекоммуникационные технологии) и компьютерных технологиях.

Педагогическая техника – это комплекс умений двух групп (внутренний и внешний):

  1. Связана -  с управлением своим поведением:  мимикой, пантомимикой, эмоциями;  доброжелательный и оптимистический настрой;  вниманием и воображением;  голосом,  дикцией – речевые умения. Управлять собой, элементы умений актера и режиссера.
  2. Связана - с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением). Стр. 112.  Кайнов. Общая педагогика ФК и С. А.Ю.

См.словарь по ДО См.3 раздел ОМК Пед. Техн.

 

Бесплатный хостинг uCoz